Министерство здравоохранения Свердловской области разъясняет действие программы «Доступные лекарства», обеспечивающихся за счет средств областного бюджета в рамках постановления Правительства Свердловской области от 22.06.2017 №438-ПП.

Меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета могут получать граждане Российской Федерации (паспорт), проживающие на территории Свердловской области (прописка или временная регистрация) и не включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ.

Сведения о порядке работы областной программы предоставления мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета в 2023 году (программа «Доступные лекарства», областная программа).

           I. Порядок предоставления мер социальной поддержки в 2023 году:

Льготное лекарственное обеспечение в рамках областной программы в 2023 году осуществляется в соответствии с постановлениемПравительства Свердловской области от 22.06.2017 № 438-ПП «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области, по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях за счет средств областного бюджета» (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 24.12.2021 № 933-ПП) в рамках нормативов финансовых затрат, предусмотренных на 2023 год Законом Свердловской области от 06.12.2022 № 137-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».

         Отпуск лекарственных препаратов по областной программе будут осуществлять аптечные организации, включенные в Реестр приказом Министерства здравоохранения Свердловской области (далее – Министерство) от 15.12.2021 №2895-п «Об утверждении реестров аптечных организаций для отпуска лекарственных препаратов и медицинских изделий по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно и на льготных условиях гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета» (в редакции приказов).

С целью планомерного поступления лекарственных препаратов в аптечные организации, отгрузка товара со склада фармацевтической организации будет производиться в соответствии с номенклатурой и количествами, указанными в плановой заявке медицинской организации в объеме 2-х месячной потребности.

        Аптечные организации подают заявки на лекарственные препараты и медицинские изделия в ГАУ СО «Фармация» только исходя из заявок медицинских организаций, согласованных с Министерством на плановый период.

Фармацевтическая организация — оператор программы по оказанию услуг по обеспечению граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета в 2023 году – ГАУ СО «Фармация», контактные лица: Кошель Анастасия Владимировна тел: +7 (343) 376-14-14, доб. 1162, e-mail:   ogp3@farmacia.ru, Мальцева Мария Павловна тел: +7 (343)  379-37-48, e-mail:  ogp2@farmacia.ru.

       II. Выписка рецептов медицинскими организациями

  1. Выписка рецептов по областной программе должна производиться в соответствии с Порядком, утвержденным постановлениемПравительства Свердловской области от 22.06.2017 № 438-ПП, приказом Министерства от 24.10.2017 № 1814-п, в программном продукте АСУЛОН «М-Аптека» — Модуль «М-Аптека плюс ЛПУ» с учетом:
  2. заявки медицинской организации;
  3. информации о наличии лекарственных препаратов в аптечной организации и перспективах поставок;
  4. сведений о лекарственных препаратах, находящихся во временной или стойкой дефектуре.

В исключительных случаях допускается выписка рецепта в «ручном режиме» на лекарственный препарат находящийся в прикрепленной аптечной организации, при условии внесения информации о рецепте в программный продукт в течении трех дней (приказ Министерства от 19.03.2013 № 803-п) и согласования дополнительной заявки с сотрудником Министерства.

Напоминаем, что руководители государственных учреждений здравоохранения Свердловской области, ФГУЗ ЦМСЧ ФМБА России, медицинских организаций негосударственной формы собственности:

  1. несут персональную ответственность за качество составления и соблюдение сроков предоставления заявки медицинской организации;
  2. осуществляют контроль за выпиской рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 № 438-ПП;
  3. на основании анализа исполнения заявки при необходимости 1 раз в квартал осуществляют корректировку заявки в рамках утвержденных территориальных нормативов финансовых затрат на плановый период.

       Если у медицинской организации при формировании заявки остались средства от утвержденного территориального норматива финансовых затрат на плановый период, возможно в течение года, не чаще 1 раза в месяц, на эти средства направить дополнительную заявку.

        Выписка рецептов по областной программе медицинской организацией должна осуществляется с учетом записей в карте учета отпуска лекарственных средств гражданина (приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.03.2007 №169 «Об утверждении учетной формы №030-л/у «Карта гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств»). Выписка нового рецепта пациенту, при наличии необеспеченного рецепта, находящегося на отсроченной обеспечении в аптечной организации, не целесообразна.

        При поступлении в аптечную организацию нового рецепта на аналогичный препарат, зарегистрированный на отсроченном обеспечении, прежний рецепт возвращается в поликлинику по акту с пометкой «рецепт заменен на новый, выписанный поликлиникой» с указанием даты выписки нового рецепта.  Наличие на отсроченном обеспечении двух и более рецептов на аналогичный препарат у одного и того же пациента не допустимо.

          Обращаем Ваше внимание на то, что закуп лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется Министерством в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» посредством проведения электронных аукционов. Период от формирования документов на закуп до фактического получения товара на склад фармацевтической организации – оператора программы составляет в среднем от 50 дней. Предлагаем это учитывать при составлении дополнительных заявок.

Во всех остальных случаях, до проведения процедуры закупа, при составлении схем лечения предлагаем ориентироваться на заявленные медицинской организацией лекарственные препараты. Государственный заказ на обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2023 году за счет средств областного бюджета утвержден приказом Министерства от 04.08.2022 № 1760-п «Об утверждении государственного заказа Свердловской области на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2023 году граждан Российской Федерации, проживающих в Свердловской области, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета».

           По вопросам оформления дополнительных заявок и проведения корректировки обращаться по телефону (343) 312-00-03, доб. 923 – е-mail: m.makarova@egov66.ru – Макарова Марина Борисовна.

Льготное лекарственное обеспечение граждан, включенных в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, но отказавшихся от получения лекарственных препаратов в пользу денежной компенсации, за счет средств областного бюджета постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 № 438-ПП не предусмотрено.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 №186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации», согласно которому государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами для иностранных граждан не предусмотрены.

           III. Порядок назначения и обеспечения лекарственными препаратами отсутствующими в утвержденном перечне областной программы.

В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки, утвержденного   постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 № 438-ПП по жизненным показаниям при наличии подтверждения о непереносимости или неэффективности иной лекарственной терапии, возможно дополнительное обеспечение лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в рамках приказов Министерства от 08.02.2018 № 167-п «О порядке дополнительного обеспечения на амбулаторном этапе лечения по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не включенными в Перечни, утвержденные федеральными и областными нормативными правовыми актами, но предусмотренными стандартами медицинской помощи и перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих в Свердловской области, за счет средств областного бюджета» и от 12.02.2018 №189-п «Об утверждении состава комиссии по оценке обоснованности дополнительного назначения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, не входящих в перечни, утвержденные федеральными и областными нормативными правовыми актами для обеспечения на амбулаторном этапе лечения по жизненным показаниям граждан, проживающих в Свердловской области, за счет средств областного бюджета».

Обеспечение препаратами, отсутствующими в перечне ЖНВЛП, но включенными с стандарты медицинской помощи рассматривается Комиссией по оценке обоснованности дополнительного назначения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, не входящих в перечни, утвержденные федеральными и областными нормативными правовыми актами, для обеспечения на амбулаторном этапе лечения по жизненным показаниям граждан, за счет средств областного бюджета (далее – комиссия) только при наличии рекомендаций федеральных центров и зафиксированной в медицинских документах пациента непереносимости или неэффективности иных лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП.

         Аптечные организации осуществляют отпуск гражданам лекарственных препаратов в соответствии с протоколом комиссии. При временном отсутствии выписанного лекарственного препарата в день обращения гражданина организуют отсроченное обслуживание и принимают меры к скорейшему получению лекарственного препарата.

           Аптечные организации, обеспечившие рецепт, выписанный гражданину, не имеющему разрешения комиссии, или рецепт, не соответствующий протоколу комиссии по дате, количеству препарата или дозировке, обязаны возместить Министерству отпущенный лекарственный препарат.

IV. Порядок обеспечения лекарственными препаратами из аптечных организаций.

Рецепты, выписанные в рамках областной программы в декабре 2022 года, обеспечиваются в 2023 году до момента истечения срока действия рецепта.

С 01 января 2023 года аптечные организации осуществляют отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера) из имеющихся товарных запасов, полученных по областной программе, по ранее установленному порядку.

Министерство осуществляет закуп лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан по областной программе на основании заявок медицинских организаций, согласованных с прикрепленной аптечной организацией. Поставки лекарственных препаратов в аптечные организации осуществляются на основании распределения, предложенного медицинской организацией.

           Аптечной организациинеобходимо осуществлять «входной контроль» при обращении пациента. Особое внимание следует обращать на следующие критерии правильности оформления рецептов:

       — соответствие выписанного препарата указанному в рецепте коду льготы и возрасту пациента (дети первых 3-х лет жизни и дети до 6-ти лет из многодетных семей);

       — при постановке рецепта на отсроченное обслуживание проверять наличие/отсутствие необеспеченного рецепта на то же наименование на текущий момент;

       — при постановке рецепта на отсроченное обслуживание контролировать период выписки, т.е. рецепт не может быть обеспечен либо взят на отсроченное обслуживание при повторной выписке в течение одного месяца;

       — наличие препарата в перечне областной программы;

       — наличие протокола комиссии на выписку конкретного торгового наименования.

      В случае отсутствия лекарственного препарата или медицинского изделия на момент обращения в аптечную организацию, отсроченное обеспечение рецепта осуществляется в рамках действующего законодательства. Разъяснения даны письмом Министерства от 23.09.2022 №03-01-82/19335 «Об вопросах организации льготного лекарственного обеспечения за счет средств областного и федерального бюджетов».

         В случае стойкой дефектуры, аптечная организация в письменном виде доводит информацию до медицинской организации, прикрепленной для лекарственного обеспечения льготников, о рецептах, стоящих на отсроченном обслуживании с указанием номера рецепта и ФИО врача, выписавшего рецепт.

         При получении данной информации врач медицинской организации принимает решение о замене лекарственного препарата на имеющиеся аналогичные лекарственные препараты для обеспечения лечебного процесса или о подборе альтернативной схемы лечения. В письменном обращении от аптеки делает отметки о принятом решении. Аптечная организация, получив письменное подтверждение, возвращает соответствующие рецепты по акту в медицинскую организацию с указанием причины возврата.

         На отсроченное обслуживание не принимаются:

         — рецепты с истекшим сроком действия и с нарушениями в оформлении;

         — рецепты, по которым может быть произведен отпуск иного торгового наименования взамен выписанного при сохранении идентичности МНН;

             — рецепты, по которому возможен отпуск иной дозировки взамен выписанной при условии возможности приема назначенной дозы и в количестве, обеспечивающей эквивалентность курсовой дозы;

             — рецепты на лекарственные препараты, не включенные Перечень областной программы.

             Наличие рецептов на отсроченном обслуживании свидетельствует об отсутствии должного взаимодействия прикрепленной аптечной организацией с медицинской организации и снижение информационной работы проводимой аптечной организацией.

             При поступлении лекарственного препарата в аптечную организацию гражданин извещается о его наличии. Если гражданин отказывается от получения поступившего в аптеку лекарственного препарата, настаивая на конкретном торговом наименовании при отсутствии протокола решения комиссии, то аптечная организация обязана:

             — сделать соответствующую отметку в Журнале учета рецептов, поставленных на отсроченное обслуживание;

             — снять рецепт с отсроченного обслуживания. На обратной стороне рецепта ответственным лицом ставится дата и отметка о снятии рецепта с учета в данной аптеке;

             В медицинскую организацию направляется информация о неполучении лекарственного препарата пациентом после его уведомления.

             Обслуженный рецепт снимается с обеспечения в программном продукте АСУЛОН в течение одного дня. Наличие обеспеченных рецептов, но не снятых с отсроченного обслуживания (в виду временного отсутствия специалиста и т.д.), недопустимо и является грубым нарушением правил работы в части организации льготного лекарственного обеспечения.

             В целях рационального использования лекарственных препаратов, контроля сроков годности и своевременного оказания медицинской помощи фармацевтическая организация проводит перераспределение лекарственных препаратов между аптечными организациями на территории муниципального образования и между аптечными организациями разных муниципальных образований.

            Ответственность за перераспределение лекарственных препаратов несет руководитель фармацевтической организации и руководители аптечных организаций.    

О программе «Доступные лекарства» Министерства здравоохранения Свердловской области.

1. Льготное лекарственное обеспечение граждан, не имеющих инвалидности, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 № 438-ПП «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области, по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях за счет средств областного бюджета» (далее – постановление Правительства Свердловской области № 438-ПП) на основании льгот, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

2. Льготное лекарственное обеспечение иностранных граждан за счет средств областного бюджета не осуществляется, так как в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации», согласно которому государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами для иностранных граждан не предусмотрены. Наличие у гражданина «Вида на жительство» право на льготы не дает. В случае выявления паллиативных пациентов, вопросы обезболивания решаются выпиской платных рецептов или принимается решение о госпитализации в отделение паллиативной помощи.

Исключение составляют:

— граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Свердловской области, являющиеся реабилитированными лицами и лицами признанными пострадавшими от политических репрессий. Им при наличии подтверждения данного статуса на территории Российской Федерации и прописки или временной регистрации в Свердловской области предоставляются льготы по лекарственному обеспечению с 50 процентной скидкой (код льготы 25) в соответствии с Законом Свердловской области от 25.11.2004 года № 191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области»;

— граждане, постоянно проживающим на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке (код льготы 35) в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 №1134 и от 12.03.2022 №349.

3. В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Свердловской области, по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях за счет средств областного бюджета (далее – Порядок), утвержденного постановлением Правительства Свердловской области № 438-ПП, меры социальной поддержки предусмотрены только для граждан не включенных в Федеральный регистр, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 6.3. Федерального закона № 178-ФЗ гражданин имеет право отказаться от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации. В случае отказа от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения, все лекарственные препараты для амбулаторного лечения гражданин приобретаются за свой счет. В постановлении Правительства Свердловской области от 22.06.2017 № 438-ПП лекарственное обеспечение граждан, имеющих федеральную льготу и отказавшихся от получения лекарственных препаратов в пользу денежной компенсации, не предусмотрено.

4. В рамках постановления Правительства Свердловской области № 438-ПП льготное лекарственное обеспечение осуществляется только граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области. В статье 2 Федерального закона от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» «место жительства» определено как «жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина».

Со всеми перечисленными документами можно ознакомиться на официальном сайте Министерства здравоохранения Свердловской области www.minzdrav.midural.ru в разделе «Документы» в подразделе – Программа «Доступные лекарства».